Гарант-Сервис
Звоните нам:
+7 960 769 65 28
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
В соответствии с требованиями законодательства организация (ОАО) произвела замену регистратора и подала заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц
Вопрос:

В соответствии с требованиями законодательства организация (ОАО) произвела замену регистратора и подала заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Однако уставом общества держателем реестра акционеров названо только общество, передача прав по ведению реестра регистратору не предусмотрена. Необходимо ли вносить изменения в устав в части реестродержателя? Следует ли в данной ситуации дополнить устав положениями, закрепляющими статус акционерного общества как непубличного, либо оно будет признаваться таковым и при отсутствии таких указаний в уставе?

Ответ:
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положение устава о предоставлении прав на ведение реестра самому обществу с 1 октября 2014 г. будет противоречить закону, что формально требует внесения в устав соответствующих изменений.

Организационно-правовая форма акционерного общества должны быть приведена в соответствие с действующим законодательством при первом внесении изменения в устав. До внесения указанных изменений в устав акционерное общество, никогда не размещавшее ценные бумаги по открытой подписке, признается непубличным. Вносить в устав общества либо его фирменное наименование указание на то, что общество является непубличным, не требуется.

Обоснование вывода:

1. Смена реестродержателя

Согласно п. 2 ст. 149 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ (далее — Закон N 142-ФЗ)) ведение записей по учету прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется лицом, имеющим предусмотренную Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о рынке ценных бумаг) лицензию.

Пункт 5 ст. 3 Закона N 142-ФЗ предусматривает, что акционерные общества, которые на день вступления в силу указанного Закона (то есть на 1 октября 2013 г.) были держателями реестров акционеров этих обществ, как это позволяет п. 3 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», сохраняют право вести указанные реестры в течение года, то есть до 1 октября 2014 г., после чего обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему лицензию на осуществление данного вида деятельности.

В силу пп. "д" п. 1 и п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при смене держателя реестра акционеров акционерное общество обязано подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме N Р14001.

Если уставом общества право на ведение реестра акционеров предоставлено только самому обществу*(1), то положения устава с 1 октября 2014 года будут противоречить вышеизложенным нормам закона. Положения устава, противоречащие закону, не подлежат применению (аналогичное разъяснение применительно к обществам с ограниченной ответственностью смотрите в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.1999 N 90/14). Наличие таких положений в уставе общества само по себе, как нам представляется, не может повлечь для общества неблагоприятных последствий, однако формально требует внесения в устав изменений. Вопрос же о сроке, в течение которого в устав будут внесены соответствующие изменения, на наш взгляд, следует решить с учетом конкретных обстоятельств.

2. Статус акционерного общества

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ), который, за исключением отдельных положений, вступил в силу с 1 сентября 2014 года (п. 1 ст. 3 этого Закона), из Гражданского кодекса РФ исключены положения об открытых и закрытых акционерных обществах. Это связано с тем, что вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ (смотрите также пояснительную записку к проекту Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Публичным признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Акционерные общества, которые не отвечают обозначенным признакам, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). То обстоятельство, что общество не является публичным, не требует отражения в фирменном наименовании общества и в его уставе.

Как разъяснено в п. 1 письма Банка России от 18.08.2014 N 06-52/6680, признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение), либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение). Если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество не должно признаваться публичным, если иное не будет установлено его уставом (п. 1 ст. 66.3, абзац второй п. 1 ст. 97 ГК РФ в новой редакции).

В силу прямого указания ч. 10 ст. 3 Закона N 99-ФЗ перерегистрировать юридическое лицо в связи с вступлением в силу положений Закона N 99-ФЗ не нужно. Не установлены законом и сроки внесения изменений в устав и наименование общества. Согласно ч. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования организаций, созданных до вступления в силу этого закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

В заключение отметим, что до внесения изменений в устав общество самостоятельно определяет свой статус (публичное или непубличное) исходя из признаков, указанных в п. 1 ст. 66.3 ГК РФ. Как разъясняется в п. 3 упомянутого письма Банка России, в целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц акционерным обществам, отвечающим признакам публичных акционерных обществ, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, рекомендуется раскрыть информацию о соответствии их признакам публичных акционерных обществ.

 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Пунктом 3 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлен открытый перечень сведений, которые должны содержаться в уставе общества. Ни приведенная норма, ни иные положения законодательства не требуют включения в устав общества сведений о лице, которое осуществляет ведение реестра общества. Однако наличие в уставе таких сведений закону не противоречит (абзац тринадцатый указанного пункта).